ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период

Подготовила учитель-логопед Хилай М.А.

           Подошел к концу учебный год, быть может, трудный, но очень важный как для родителей, так и для будущих первоклассников. Впереди лето – пора отпусков, каникул. Хочется отдохнуть от тяжелого учебного года, набраться сил. Но родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о проблемах своих чад. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
             Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребенка, он легко может их вновь утратить, и все придется начинать сначала. Не спешите выбрасывать домашнюю логопедическую тетрадь - в ней есть скороговорки и стихи, которые можно повторять летом. Не стоит забывать и о книгах. Пусть ребенок прочитает вслух вам рассказ и не только перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет свое мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребенка станет богаче.
              Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребенка в спонтанной речи, попросив рассказать о чем-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребенка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребенка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребенком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.
          Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушке предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
          В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
              Несомненно, самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели в дошкольном учреждении.

Удачи Вам!